Именно такой я запомнила первую встречу с Марией Дмитриевной Бащеванжи, матерью шестерых детей, бабушкой 18 внуков и 10 правнуков, для которой прошение о присвоении этого почетного звания подписал председатель Бановского сельского совета Сергей Беличев.
Еще бы. Ведь Мария Дмитриевна родилась и выросла в Бановке, здесь жили ее родители, здесь ходили в школу ее дети, здесь она вместе с мужем на собственном примере учила их жизни. Поэтому и отметил в характеристике Сергей Анатолиевич: «Зарекомендовала себя ответственным и дисциплинированным работником, в коллективе всегда пользовалась уважением и авторитетом. За трудовые достижения неоднократно отмечалась благодарностями руководства. Имеет «Медаль материнства І степени», «Медаль материнства ІІ степени»…
Понимаю, что незваный гость хуже татарина, и все же напрашиваюсь к Марии Дмитриевне в гости, дабы расспросить, как это быть женой, мамой и бабушкой такого большого семейства. Дверь открывает хозяин дома – Георгий Николаевич Бащеванжи. А хозяйка, все так же опираясь на палочку, медленно выходит навстречу. Пытаюсь ее разговорить, но в ответ слышу простые и однозначные фразы: «Да, работала… Присматривала за меньшими братьями…» Не привыкшая, простая и скромная труженица, к пристальному вниманию, стесняется и теряется. Наблюдавший со стороны за нашим разговором Георгий Николаевич подошел, сел на табуретку возле супруги, нежно ее обнял, подшучивая, что та скромничает, и начал рассказывать.
Я слушала о его жизни до встречи с женой, о том, как они познакомились, как растили детей… Шестерых детей, которые не знали, что такое отцовский ремень.
-Разве они вам не доставляли хлопот? –интересуюсь.
-Нет, никогда, - в один голос отвечают Мария Дмитриевна и Георгий Николаевич.—Даже когда к нам приходили гости и мы сидели на кухне за столом, наши дети были в соседней комнате. Их не то, что не видно, их не слышно было.
Поддерживаемая мужем, заговорила и Мария Дмитриевна. Рассказала о том, как училась в школе, как хотела стать артисткой. Да удержало ее то, что сельская она, побоялась большого города. Куда привычней был колхоз, где работали и отец, и мать. Вот так вместе с ними и она стала колхозницей. Сначала работала в огородной бригаде, потом пошла на ферму дояркой. Доила 18 коров руками. – Три раза в день?- спрашиваю.
-Если бы, - отвечает Мария Дмитриевна. – Если телилась корова, то доили первые три дня каждые три часа. Так что ночь – полночь – иду на ферму.
-А еще и подрабатывала, копала траншею, когда вели воду на ферму, - опять не умолчал Георгий Николаевич. – Там мы и познакомились
Познакомились, встречались, расписались. А через две недели Георгий Николаевич ушел в армию на целых три года. Служил от дома очень далеко, и в отпуске был только один раз, так что первенец Дима делал первые свои в жизни шаги без отцовской поддержки. Да и мама его тоже не каждый день видела, впрочем, как и всех остальных своих детей. Раньше ведь декретных отпусков не было, и приходилось ребятишек совсем маленькими отдавать на целую неделю в ясли. В понедельник относили, а в пятницу забирали домой.
Вот так за повседневными хлопотами и прошло 53 года их совместной жизни. Никто и никогда не слышал в их дворе ругани и крика. Они дружно своими руками строили себе дом, вместе растили и воспитывали детей, а теперь вместе ждут в гости внуков и правнуков.
-Вот уже подарки им на вечерю приготовила, - говорит Мария Дмитриевна.- обещали прийти.
Придут, а как же иначе. Ведь в тот дом, где тепло, уют и любовь, тянет, как магнитом.
Валентина Булгак