Немного истории
В древности в церквях в этот день совершались службы иконе Богоматери "Помощь в родах”. Повитухи приглашались в дома, в которых в течение прошедшего года родились дети. Их одаривали деньгами и угощали специально приготовленной кашей. Иногда, напротив, к повитухе в дом приходили родители детей, которых она приняла во время родов. В подарок тоже приносили деньги, пироги или блины. Одаривание и общественные трапезы в этот день являлись актом благодарности повитухам от крестьянской общины. Существовало представление, что между повитухами и детьми, которых они приняли, на всю жизнь устанавливаются духовно-родственные отношения. Повивальная бабка несла ответственность за повитого ею ребенка и занимала почетное место в ряду родственников ребенка во многих обрядах: во время крестин, свадьбы, и проводов в армию.
Начиная с конца 1950-х годов, обрядность праздника постепенно подверглась редукции, многие яркие обряды и обычаи перестали соблюдаться. Одной из причин этого стала организация качественной медицинской помощи роженицам в здравпункте села и утрата повивальными бабами своей былой роли. В связи с этим интересно отметить, что некоторые элементы Бабина дня, в частности, поздравления и одаривание повивальных баб роженицами, перенеслись на акушерок и медицинских работников здравпункта, что указывает на живучесть народной традиции.
А до этого времени в каждом болгарском селе насчитывалось 3-4 повивальных бабы, у каждой из которых на праздник с утра собиралось по 20-30 матерей, их бывших пациенток. Обязательным подарком считался кусок мыла, которым баба мыла руки во время обрядового поливания. Кроме того, виновнице торжества, как правило, дарили платок, отрез ткани, фартук и домотканое полотенце. Некоторые гостьи приносили с собой деньги. Во время обрядового поливания старуха старалась поднять как можно больше брызг кверху с наговором, чтобы ребенок женщины бегал и прыгал в крепком здоровье. Также повитуха дарила матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришел и ребеночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).
Приходя на обед к повивальной бабке, каждая из женщин приносила с собой вино, ракию, вареную курицу и обрядовый хлеб и при входе в дом целовала хозяйке руку. В этот день женщины вовсю шутили и смеялись над мужчинами, которым на застолье вход был воспрещен. А кто осмеливался зайти, тому приходилось несладко.
Бабин Ден в Лозоватке
Надо сказать, что жители Лозоватки к соблюдению болгарских праздников и обрядов всегда относились очень трепетно. На Бабин Ден, организаторами проведения которого стали работники сельского ДК в лице очаровательной и талантливой Ирины Кара, собрались женщины села возрастом старше 40 лет. Гостями праздника стали работники отдела культуры Татьяна Ковтун и Татьяна Земцова во главе с начальником Викторией Беличевой. В качестве исключения на мероприятие были допущены трое мужчин – неизменный баянист Михаил Киров, директор ДК Евгений Желязков и Федор Божко. Праздник получился по-домашнему добрый, теплый и трогательный, с песнями и танцами. Собравшиеся отпраздновать Бабин Ден представительницы прекрасного пола принесли с собой приготовленные по этому случаю блюда и напитки. У них была возможность поучаствовать в конкурсах на лучшую хозяйку, станцевать традиционное хоро и разучить новые болгарские танцы. Ежегодно в Бабин Ден женщины Лозоватки чествуют Галину Лукьяновну Калоянову, которая проработала акушеркой в селе с 1937 по 1976 года.
Начальник отдела культуры Виктория Беличева наградила грамотами 8 самых активных участниц художественной самодеятельности, старейших хранительниц фольклора и болгарских обрядов и поблагодарила жителей Лозоватки за почитание традиций. А председатель ветеранской организации Майя Волева, пользуясь случаем, вручила подарки жительницам села, которым исполнилось 70, 80 и больше лет. И глядя на то, как эти женщины танцевали хоро и принимали активное участие в празднике, вряд ли кто-то осмелился бы назвать их пожилыми. Своим примером они вдохновляли и подавали пример более молодому поколению.
Праздник в Лозоватке продолжался до самого вечера. После чего женщины, отдохнувшие от повседневных забот, разошлись по домам, чтобы собраться вместе уже через год – на следующий Бабин Ден.
Наталья Хицай