Основные религии мира как в прошлых столетиях, так и сейчас придерживаются положения, что у мужчины может быть только одна жена, и наоборот, у женщины – один муж. Но в эпоху средневековья и особенно в эпоху великих географических открытий мужское население некоторых стран настолько уменьшилось, что стала острой такая проблема, как прирост населения. В частности, морская держава Португалия в свое время потеряла четверть мужского населения в колониальных войнах. Не обошла эту участь и Индию. Непрерывные войны привели к сокращению населения. И остро стоял вопрос его пополнения. Но как? Религия запрещала блуд. И тогда пришлось на некоторое время (на несколько веков) отказаться от религиозных догм. И это запечатлено на фасадах храмов в городе Каджурахо в Индии, где я был в ноябре 2009 года. В Индии, с ее 3000 – летней историей, есть на что посмотреть, но храмы любви Каджурахо поистине уникальны и единственны по своему количеству и качеству сюжетов. Храмовый ансамбль Каджурахо — второй по популярности (после Тадж-Махала) памятник Индии.
85 храмов из гранита и песчаника, входящие в комплекс Каджурахо, известны своим великолепным сплавом скульптуры и архитектуры. Они состоят из нескольких горизонтальных ярусов скульптурных барельефов, которые прекрасно гармонируют и сочетаются с вертикальной линией храмовой башни. Заброшенные много столетий назад и покрытые долгое время джунглями, эти храмы были обнаружены лишь несколько десятилетий назад. За многие годы под действием воды, ветра и обычного человеческого вандализма древние постройки во многом утратили свое былое великолепие. Здесь до сих пор ведутся реставрационные работы.
Находясь в Каджурахо, с легкостью веришь в легенды, стоящие за этими скульптурами и уносящие в параллельный мир реального и выдуманного.
Согласно старинным индийским летописям, много сотен лет назад жила девушка потрясающе красивая и белокожая. Она жила со своим отцом, священником-брахманом. Как-то раз вечером, мучаясь бессонницей, прекрасная Хемвати выскользнула из дома, чтобы искупаться в озере. Она входила в прохладные воды озера и лилии склонялись перед нею. Луна как раз только-только всходила на ночное небо, и Бог Луны заметил очаровательную Хемвати, купающуюся в озере. Она балы настолько красива, что Бог Луны влюбился в нее без памяти и сошел к ней из лунного света на землю. Их встреча была очень страстной. Хемвати была покорена сиятельностью и мужественностью Бога Луны, а он был безумно влюблен в нее. Хемвати попросила Бога Луны повернуть колесо времени назад, чтобы он смог остаться с ней на земле навсегда. Но увы, даже ему, Богу, невозможно остановить время. Но он пообещал, что сын, который родится от их союза, станет царем и основателем новой сильной династии. А легенда говорит о том, что действительно Хемвати родила сына, оставив отчий дом и уйдя в джунгли. Мальчик вырос и в шестнадцать лет был коронован правителем Каджурахо. Княжество, которым правила могущественная династия, процветало, что позволило правителям приглашать лучших скульпторов и архитекторов для создания храмов, которыми Каджурахо знаменито и по сей день. Храмы Каджурахо, как и многие другие, не просто стихи в камне, а целые романы, живые истории взаимоотношений мужчин и женщин, потерянной любви и обретенного счастья, неземной страсти, поверженных армий и одержавших победу правителей. Эти храмы рассказывают нам историю обычного человека, который занимается своим ремеслом, чтобы нынешние зрители получили удовольствие от созерцания плодов его труда.
Стены, окна, колонны и даже потолки храмов покрыты выразительными, мастерски исполненными рельефами с изображениями мифологических и исторических сцен, в которых явно преобладают образы женщин. Многие из рельефов имеют вполне невинное содержание — они изображают женщину во всех ее настроениях и во всех жизненных ситуациях — причесывающейся, подводящей глаза, пишущей письмо, танцующей, играющей с ребенком, вынимающей занозу из ноги — сюжетам нет числа, как нет числа и рельефам, покрывающим стены храмов. Другой доминирующей темой является плотская любовь. Корни этих сюжетов уходят в догматы индуизма, который рассматривает сексуальную любовь как форму передачи энергии. Еще одна группа скульптур и рельефов изображает повседневную жизнь и занятия жителей средневековой Индии — сельскохозяйственные работы, ловлю рыбы, битвы и т.д. Сюда же относятся многочисленные изображения реальных и мифических животных.
Герои храмов Каджурахо бессмертны и будут продолжать жить и в этом тысячелетии. Они со своей высоты смотрят на нас, кокетливо улыбаясь, танцуя, соблазняя не только людей, но и Богов. Храмы можно воспринимать по-разному. Но в душе каждый из нас может увидеть в них свое отражение, свое личное желание и наслаждение.
Вместо эпилога
Писать об Индии можно еще долго. Мое поколение помнит, как славились на экранах бывшего СССР индийские фильмы. Лично я до сих пор помню название «Бродяга», «Господин 420», «Любовь в Симье». Будучи в Индии, я видел свадьбы богатых людей. Одна свадебная процессия шла по многомиллионному городу целым караваном разукрашенных слонов. Другую свадьбу видел на расстоянии 4-5 метров во дворе гостиницы, где я остановился. Как рассказывал мой гид Дипак Шадна и поныне в Индии остался обычай давать калым родителям невесты.
- А сколько же вы дали рупий за свою невесту, будущую жену?- осторожно спросил я Дипака Шарма.
– 100000 рупий, – слегка улыбаясь, ответил Дипак.
Видел я свадьбы во Вьетнаме, Иордании, два венчания в Ватикане и Неаполе. И сам по себе напрашивается вопрос: «А какие же особенности были у нашей славянской любви? Неужели мы ничем не прославились? Или чувства между нашими мужчиной и женщиной хуже, чем в Индии? Никак нет. Из 1000 лет нашей славянской истории около 800 лет славяне провели в оборонительных войнах. Были годы, когда мы отбивались от пяти до четырнадцати внешних врагов одновременно. Следовательно, в Московской Руси, Киевской, в Белорусской в прошлом тоже стоял вопрос о воспроизводстве племен и княжеств. То есть, как и в Индии. Но наши предки не строили дорогостоящих храмов, как в Индии, а умело использовали естественный природный ландшафт.
Михаил Кострикин
|