Путешествуя по тем или иным странам, я имел возможность видеть мир жизни детей от года до шестнадцати лет. То есть дошкольного и школьного возраста. И что же я видел этот раз?
Но сначала несколько предложений о своем детстве. Год 1947 помню как день вчерашний. Послевоенная разруха и засуха. Голод и холод. Ни угля, ни дров. Грелись, отапливая дом камышом, коровьим навозом, травой... Летом я пас корову вдоль лесополос. Три года школьных каникул провел в балке, что рядом с нынешним поселком Подспорье. Там был колхозный полевой стан, куда свозили с полей зерно. Там работали мои отец и мать. Там я пас нашу корову, и там ел и спал.
Прошли годы. Впервые детский мир жизни я увидел на Кубе более тридцати лет назад. Что можно сказать? Остались самые лучшие воспоминания. Детей дошкольного возраста там отдают в детские садики, где они находятся под хорошим присмотром. А детей 13-15 лет в период рубки сахарного тростника родители отдают в дома – интернаты, где подростки продолжают учиться и по несколько часов ежедневно работают в саду на уборке мандаринов. Что и говорить: дети учатся, и с детства понимают, что родителям надо помогать.
В Египте, Сирии предостаточно насмотрелся детского попрошайничества. Это было давно. Сейчас там идет гражданская война, и я представляю, каково там положение детей любого возраста.
Меня интересует вопрос, почему именно детям приходится испытывать на себе все физические и моральные страдания, в то время, как взрослые, уже имеющие ум совершенного человека, не могут или просто не хотят прийти к разумному человеческому согласию.
Не могу промолчать о Таиланде. Школьники с первого по десятый классы ходят в школьной форме. В зависимости от класса, форма имеет разный цвет. То есть, к какому классу учебы и возраста они относятся, легко определить. Для мальчиков обязательны шорты ниже колен, для девочек – юбочки, тоже ниже колен. Рубашки все с коротким рукавом.
На Шри - Ланка в школу ходят дети согласно традиционной религиозной одежды. Там сам видел школьниц лет 15-16, которые выходили со школы в традиционной мусульманской одежде. То есть все в белом, с белой косынкой на голове, но лицо открыто. Кстати, даже в таком абсолютно мусульманском объединении, как ОАЭ, многие молодые женщины ходят с открытым лицом, но все - с белой косынкой на голове. Не будут же водить автомобили, работать в универмагах, стюардессами, - молодые арабки с замотанной головой.
В Китае не видел нищеты вообще. Сам видел, как представителей подрастающего поколения ведут к мавзолею Мао. Дети все в галстуках.
Я вновь возвращаюсь к Шри - Ланке. Там десятилетиями шла межнациональная война после ухода англичан. А из-за чего? Причиной всему были язык и одежда, вера и обычаи. Наконец решили: быть трем государственным языкам – английский, тамильский и индусский. А в школу дети будут ходить своей веры. Теперь там мир и согласие.
Нигде не видел такого социального противоречия, как в Индии. Как говорил сам гид, более 80% от всего населения в 1.4 млрд. человек живут в бедности. А это более 1 млрд. человек. Но и бедность бывает разная. Есть категория людей имеющих хоть клочок земли и как-то выживающих. А часть народа вообще ничего не имеет. Это просто нищие. Какова будет там жизнь детей? Пишу то, что видел сам. В столице Индии Дели после занятий из какого-то колледжа вышли юноши и девушки лет 16-17. Девушки одеты в традиционные национальные платьях, юноши все в костюмах, при галстуках. Все резвятся, смеются, слегка по-юношески заигрывают с девушками. Ясно, что это дети богатых. А вот в деревнях, на окраинах городов – убогость и просто нищета потрясающая. Был предупрежден письменно, нигде, категорически нигде ничего с чужих рук не покупать. Хорошо известно, что Индия - родина чумы, холеры, проказы. На одном из подъездов к городу мы остановились, чтобы заправить транспорт. Я отошел от заправки метров на 20, чтобы немного размять ноги. Меня сразу же облепили нищие дети. То, что видел, помню и поныне. Много детей без пальцев на руках, ногах, а то и без руки или ноги. Они отгнили от заболевания крови. А любое заболевание -это следствие нищеты. Это и есть проказа. А сколько детей подбегает к автомобилям, когда он останавливается на красный свет светофора. Помню, когда мы остановились на красный свет, к окошку подбежала девочка лет 6-7. Она была очень худая, плохо одета, грязная. Она протянула руку к окну и начала плакать. Я вытянул доллар и через переводчика отдал ей.
В Лаосе, в Луанг Прабанге, бедности не видел. Возможно, где-то и есть на окраинах городов или в далеких деревнях, но в центре нищих детей и попрошайничества не видел. Да оно и понятно почему. Там много иностранцев, а следовательно можно подработать и денег на сувенирах, спиртном и прочем.
В Лаосе, Камбодже, в местах посещения исторических достопримечательностей много всевозможных лавочек, где подрабатывают дети. Но они предлагают товар, а не навязывают гостю.
В Индии, Египте по 200 метров и более дети идут рядом, по бокам, обложив иностранца. Но как сказал мне гид в Индии, они не попрошайничают, а предлагают свой товар.
На границе Мексики с Гватемалой, и особенно Гватемалы с Гондурасом - взрослой детворы 14-15 лет сполна. Они подзарабатывают, перевозя на тачках чемоданы иностранцев через нейтральную полосу границы. Доллар с чемодана, гляди, долларов с десять за день и наберется. Это уже немало. Возле ресторанов, кафе дети поменьше возрастом подрабатывают, продавая примитивные сувениры ручной работы.
Выскажу свое личное мнение: самый лучший результат в воспитании детей дает все-таки воспитание на государственном уровне. То есть, когда заложена сама основа воспитания. Я вновь возвращаюсь к Вьетнаму, к музею Войны. Сам видел, как привезли автобусом примерно 20 девочек и мальчиков лет 10-12. Зачем, казалось бы, смотреть на ужасы, которые творили американцы? А для того, чтобы подрастающее поколение помнило, какой ценой заплатили их деды, отцы, бабушки за их нынешнюю свободу и счастливое детство. А ведь когда-то было и у нас такое воспитание. В том же музее Войны (раньше он назывался Музей преступлений США) видел одну фотографию, которую видел я лет сорок назад, и она обошла весь мир. Гид рассказал ее сюжет в одной минуте, ибо времени было очень мало. Итак. Последние, в оставшихся живых крестьяне, бегут из горящей деревни. Их было человек десять. На лицах - ужас. Среди них - и обнаженная девочка лет десяти-двенадцати. Она в отчаянии плачет. А ведь фотографировали американцы.
Эта фотография попала и в одну из газет в Канаде. Сколько лет было тогда канадскому мальчику или парню, не могу сказать, но канадец приехал во Вьетнам, нашел ту сгоревшую деревню и девочку. Он увез ее с собой в Канаду. Как сказал мне гид, черед несколько лет она стала его женой и родила ему дочку. Пример, конечно, по своей человечности поистине потрясающий! Но на фоне миллионов погибших и миллионов раненных вьетнамцев это просто капля в море.
Михаил Кострикин
|